Отзывы студентов и выпускников Института
Благодаря высококвалифицированному профессорско-преподавательскому составу, преподавателям практикам, очень ...

Подробнее...

Практика студентов Института в Налоговых инспекциях г. Москвы.
Между 10-ю Инспекциями ФНС России и Московским налоговым институтом заключены договора на прохождение...

Подробнее...

В первой 10-ке вузов по затратам на науку
Согласно экспертизе Росаккредагетства, проведенной в рамках получения Московским налоговым институтом государственной аккредитации и...

Подробнее...





PDF Print E-mail



Миграция.


Российская Федерация в миграционных отношениях по сравнению с европейскими странами, не говоря уже об США, Канаде и др. экономически развитых странах, имеет свои специфические особенности, поскольку отличается не только территориальной разбросанностью, но и особенностями природно-климатического, социального характера, экономического развития, демографического состояния и т.п.

Тенденцию к увеличению имеет иммиграция из стран бывшего Советского союза (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Армения, Азербайджан и т.д.), при этом рассредоточение их по регионам также зависит от указанных выше факторов и характеризуется неоднозначностью и проблемами, присущими всем регионам, такими как:

  • низкий приток в сельские местности, также как по внутренней миграции, которая имеет обратный процесс отток трудоспособного населения в города;
  • дифференциация доходов между городским и сельским населением;
  • рост общественной напряженности в крупных городах России.
Имеются также положительные стороны:
  • результатом активной международной деятельности ВУЗов является привлечение иностранных граждан с целью обучения и последующего вовлечения их в трудовой процесс;
  • благодаря совокупности экономических и социальных условий качество жизни в России намного выше, чем в названных выше странах;
  • для сельской местности – низкое жилье (ценовая доступность) и качество жизни (возможность заниматься подсобным хозяйством);
  • вследствие высокого уровня культурного развития гражданского общества мигранты быстро адаптируются в современную общественно-политическую и экономическую жизнь.
Однако имеются и существенные проблемы для страны:
  • законотворческого характера – законодательство имеет большое количество законодательных и нормативных правовых актов, которые в отдельных случаях не взаимоувязаны, противоречивы, нарушаются, являются источником коррупционной деятельности, тем самым оно не эффективно и способствует существованию «теневого рынка» и безответственности государственных органов;
  • фискальная неэффективность выдачи иностранным гражданам, работающим у физических лиц по найму, патента на трудовую деятельность, Стоимость ежемесячной оплаты 1 тыс.руб., что значительно ниже уровня взимаемого НДФЛ с российских граждан.

Так, если сумма НДФЛ с одного работающего в месяц составляет по приблизительным расчетам 5054 руб. (38878 х 13%), а в год 60648 руб.( например, по данным Росстата среднемесячная заработная плата в 2011 г. была начислена одному работающему в сумме 30856 рубля. (если учесть скрытую заработную плату, которая составляет 26 % от этой суммы, т.е. 8022 рублей) официальная зарплата в среднем составила 38878 в месяц на одного работника) т.е. при стоимости патента в виде авансового платежа в 1 тыс.руб., превышает более, чем в 5 раз.

Несмотря на принимаемые меры по привлечению этой категории иностранных граждан к уплате налогов в РФ (ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ в главе 23 НК РФ введена новая ст. 227.1, обязывающая уплату НДФЛ с внесением ежемесячного авансового платежа на основании патента в размере 1 тыс.руб. с индексацией его размера на коэффициент-дефлятор (ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ). Официальные источники заявляют «теневую миграцию» от 2 до 5 млн. трудовых мигрантов, она разумеется выше и колеблется на уровне от 12 до 15 млн. человек. Таким образом, бюджет РФ недополучает порядка 1 трлн. руб. [(15 000 000 чел. х (38878 руб. – 1000 руб.) х 13% ] х 12 мес. = 910 млрд.руб.

Таким образом, к неполученному российскому НДФЛ на уровне 2,2 трлн. руб.(по грубым расчетам должно поступать ежегодно – около 4,5 трлн.руб., а по данным налоговой статистики - 2,3 трлн.руб. (2012 г.), добавляется недополученный «мигрантский» НДФЛ в размере порядка 1 трл.рублей.

Конечно, имеется «пробел», т.е. несоответствие прав на получение налоговых вычетов по НДФЛ между российскими и иностранными гражданами, но он восполняется отсутствием уплаты иностранными гражданами других российских налогов (налог на землю, налог на имущество и т.д.), а также высокими коммунальными платежами и др. сборами.

В области реформирования налогообложения иностранных граждан необходимо учитывать следующие направления миграции:

  • частные визиты иностранных граждан;
  • деловые визиты иностранных граждан;
  • въезд иностранных граждан с туристической и гуманитарной целями;
  • въезд с целью обучения;
  • въезд с целью трудоустройства и т.п.
По составу профессий мигранты различаются:

1. неквалифицированная рабочая сила (в основном, «теневой рынок»):
  • продавцы (розничная торговля, рестораны, кафе); дворники, строители, сельское и лесное хозяйства, разнорабочие и т.д.);
2. квалификационная категория мигрантов (приезжающие по квотам) – организованная часть (по линии убывания доли в общем количестве):
  • строительство;
  • обрабатывающие производства;
  • транспорт;
  • добыча полезных ископаемых;
  • другие (сельское и лесное хозяйства, торговля, общественное питание, бытовые услуги).

Тем не менее, по данным официальной статистики выделяемые квоты не выбираются и не осваиваются. Приток высококвалифицированных специалистов в Россию незначителен, т.е. по отдельным регионам имеет место единичные случаи (проблема привлечения решается очень медленно, что связано с обременительными условия организации ведения и свободы бизнеса в регионах и по России в целом).

Основным инструментом регулирования сегодня является установление обоснованных квот на выдачу разрешений на работу мигрантам в соответствии с потребностями в тех или иных специалистах.

В целом необходим усиленный государственный контроль за освоением выделяемых квот, т.е. ввести сбор с работодателя – плату за каждую квоту; при расхождении между заявкой на получение квот и фактически освоенным количеством – взимать штраф; при установлении фактов «нелегальной рабочей силы» - взыскивать штраф в размере 10-кратной платы за квоту, при массовости ввести уголовную ответственность.


Автор: Сулейманов Д.Н., ректор Института налогового консультирования, кандидат экономических наук, эксперт Конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, Аттестационной комиссии и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Центрального аппарата Федеральной налоговой службы России, член Рабочей группы по выработке единых подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового консультирования ФНС России

 

Опрос

Как Вы оцениваете свою информированность по вопросам налогообложения?
 

Афоризмы о налогах

Афоризмы:

В этом мире неизбежны только смерть и налоги.

Бенджамин Франклин

***

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис

***

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

***

На городской земле лучше всего растут налоги.

Чарлз Уорнер

***

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

Гарольд Нар

***

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Шарль Монтескье

***

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

Пьер Данинос

***

При нынешних налогах жениться можно и по любви.

***

Слава богу, что мы не платим налогов с наших долгов.

Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.

BannerDrive.ru


educatalog.ru - каталог образовательных сайтов


Яндекс.Метрика